Цепь — один из важнейших элементов мотоцикла, который выполняет функцию приводного механизма. Вполне очевидно, что приводная система должна работать четко и без сбоев, а для этого все ее составляющие должны быть исправны. Повреждение даже одного какого-либо элемента приводит к проблемам в управлении байка. Опасность же здесь заключается в том, что неисправность может проявить себя лишь в определенный момент, и если этот момент наступит на большой скорости, аварии будет уже не избежать. Вот почему крайне важно следить за состоянием цепи и звездочек и уметь определять степень их износа.
Приводной механизм мотоцикла выглядит следующим образом: на вал мотора посажена малая ведущая звезда, она тянет цепь, которая в свою очередь тянет заднюю звездочку, соединенную с диском колеса. «Болезни» у ведущей и ведомой звездочек одинаковые: сколы на зубцах, искривления, стачивание или даже обломы зубьев. Если же мотоцикл падал, что при ДТП, что «на ровном месте», то высока вероятность дополнительного повреждения задних звезд.
Что касается износа цепи, то он обычно выражается в ее вытягивании. Явным признаком этого является посторонний шум при езде. Если во время движения слышен свист, то, скорее всего, к вытяжению добавляется еще и ржавчина.
Повышенный износ цепи сказывается на равномерности хода: появляются рывки при ускорении и биение, будто молотком, при торможении. Но самое главное, сильно изношенная цепь может оборваться в любой момент. А последствия этого могут быть плачевны как для байка, так и для мотоциклиста. При этом всегда помните, что обрыв цепи грозит не только при сильном износе, но и при чересчур сильном натяжении!
Как проверить ведущую звезду на мотоцикле
Чтобы оценить состояние зубцов передней звезды, нужно снять защитный кожух. Если на мотоцикле «тросиковое» сцепление, то достаточно выкрутить все болты (запомнив их расположение) и аккуратно снять защитную крышку. Если сцепление гидравлическое, то процесс снятия кожуха будет такой же, а вот при установке обратно нужно будет надеть крышку на шкив сцепления, надавив на нее, чтобы она заняла свое место.
Сняв защитный кожух, вы увидите зубья звезды. Чтобы осмотреть их все, просто поворачивайте заднее колесо. Если вы увидите, что каких-то зубьев не хватает, они загнуты или имеют сколы, звезду обязательно нужно поменять.
Проверка ведомой звездочки проводится аналогично.
Проверка состояния цепи
Первым делом нужно проверить уровень натяжения цепи. Для этого осмотрите шкалу индикатора натяжения (чаще всего располагается на маятнике слева). Мы советуем менять цепь, если натяжитель перевалил за середину, т.к. после этого цепь начнет вытягиваться семимильными шагами. Если же остается всего пару делений, замена требуется незамедлительная.
Следующим шагом будет очистка цепи от грязи и старой смазки. При проведении очистки обратите внимание на состояние резиновых уплотнителей между пластинками. Если «торчат усы – резинка лопается, и торчат два кончика», цепь нужно менять обязательно. Если вы вообще не нашли уплотнителей — не паникуйте: бывают модели, на которых они не используются.
Как видите, проверка цепи и звездочек — дело не хлопотное и не долгое. Даже инструментов особых не нужно. Зато такая регулярная диагностика может предотвратить появление очень серьезных и небезопасных ситуаций.