Для инженеров, работающих над бензиновыми двигателями, технология воспламенения однородной смеси от сжатия (HCCI) десятилетиями была чем-то вроде Святого Грааля. По сути, эта концепция обеспечивает воспламенение топливной смеси посредством давления на нее в цилиндрах (как в дизельных моторах) и не требует использования свечей зажигания. Такой принцип позволил бы увеличить экономию топлива и уменьшить выбросы сажи и оксида азота. Однако наладить надежную работу двигателей HCCI автопроизводителям не удавалось. До недавнего времени.
В августе 2017 года Mazda объявила, что технические проблемы, связанные с применением этой технологии, решены и что в ближайшем будущем в ее автомобилях появится новый тип двигателя под названием SKYACTIV-X. «Запатентованный метод сжигания Spark Controlled Compression Ignition позволил преодолеть две проблемы, которые препятствовали распространению бензиновых двигателей HCCI. Этими проблемами были максимизация зоны, в которой возможно воспламенение от сжатия, и достижение плавного перехода между воспламенением через сжатие и зажиганием от искры», — сказано в заявлении автопроизводителя.
Как видно из заявления, Mazda не отказывается полностью от свечей зажигания, они по-прежнему будут работать при определенных условиях, таких как низкие обороты, например. А на остальных этапах в действие вступит уже новая технология.
Ожидается, что двигатель SKYACTIV-X будет на 20-30% эффективнее, чем нынешний SKYACTIV-G, и на впечатляющих 35-45% эффективнее классического движка Мазды 2008 года. Как заявляет производитель, компрессорный бензиновый двигатель сможет передавать на 10-30% больше крутящего момента, чем агрегаты SKYACTIV-G, при том, что Mazda планирует соединить новый мотор с нагнетателем. Кроме того, в компании заявляют, что новый тип двигателя значительно увеличивает возможность выбора передач, что способствует большей экономии топлива.
Как скоро этот новый двигатель появится в автомобилях Mazda? Моторы SKYACTIV-X планируют использовать в производственных моделях 2019 года, но в каких именно, автопроизводитель не указал. Не уточнил он и то, как именно будут внедряться новые силовые агрегаты: медленно и постепенно или они сразу заменят текущее поколение двигателей SKYACTIV-G.
Mazda предупреждает, что двигатель все еще находится в разработке и что указанный рост эффективности — это пока лишь приблизительные оценки. При этом в компании утверждают, что ее инженеры достигли реального прорыва, который открывает путь к будущему для двигателей внутреннего сгорания в то время, как многие автопроизводители строят планы на электрическое будущее.