Что происходит?
Система управления четырьмя колесами возвращается.
На этой неделе был австралийский дебют нового Ferrari 812 Superfast, на Фестивале скорости в Гудвуде Porsche продемонстрировал миру мощь 911 GT2 RS, Audi обнародовала технические детали своего нового лимузина A8, а компания Renault позволила заглянуть в особенности Megane RS следующего поколения. У всех этих моделей мало общего, кроме того, что каждая из них оснащена технологией рулевого управления 4WS (4 управляемых колеса), которая в ближайшие годы может появиться на миллионах автомобилей.
Почему так происходит?
4 управляемых колеса — это словно источник молодости для динамики автомобиля. Эта система позволяет совершать более крутые повороты, улучшает маневренность на виражах и обеспечивает отличную стабильность на большой скорости. Добавить сюда возможность настраивать систему так, чтобы она вела себя по-разному в зависимости от режима вождения или факторов окружающей среды, и это становится предметом мечтаний инженеров.
Системы управления задними колесами дополняют действия водителя с передними колесами. Так, при низких скоростях задние колеса поворачиваются в противоположную от поворота сторону, а при высоких — в ту же сторону, что и передние колеса.
Эта идея не нова. Первым в 1980-х годах такую технологию предложил бренд Honda, но на тот момент это была сложная, тяжелая и дорогая механическая система, которая физически связывала переднюю и заднюю оси авто через систему валов и редукторов. Японские производители какое-то время экспериментировали с электронными системами (Nissan Skyline GT-R и Mitsubishi Galant VR4), но затем большинство компаний отказалось от этой идеи.
Все изменилось, когда Porsche представил в 2013 году модели 911 GT3 и 911 Turbo. Оба эти автомобиля были оснащены электронной системой управления ZF, в которой использовались небольшие электромеханические приводы, влиявшие на поведение колес задней оси. Таким образом, вся сложность управления теперь стала сосредоточена в программном обеспечении, что позволяет инженерам делать автомобили быстрыми и ловкими в спортивном режиме и максимально устойчивыми при движении в обычных условиях.
Система активного управления ZF используется теперь на самых разных автомобилях, начиная от лимузинов BMW 7-й серии и заканчивая самыми сильными и свирепыми предложениями Porsche. Аналогичные системы можно найти также в Audi Q7, Lamborghini Aventador, Mercedes-AMG GT R и Renault Megane GT.
Кому это нужно?
Инженерам и производителям, потому что теперь они могут делать автомобили более устойчивыми в определенных условиях и крайне проворными, когда этого требует ситуация.
Экспертам по безопасности, потому что снижается вероятность потери сцепление сзади, что в свою очередь уменьшает вероятность неконтролируемого скольжения или вращения.
Тем, кто каждый день пользуется машиной, т.к. система 4WS упрощает парковку, позволяя управлять большим автомобилем так, будто он намного меньше.
Энтузиастам, потому что управление четырьмя колесами улучшает динамическое поведение автомобиля во многих ситуациях.
Что об этом говорят?
Разработчик Greg Kable получил удовольствие от четырехколесного управления в Porsche 911 GT3: «Комплексная система рулевого управления дает гораздо более спокойное ощущение без какого-либо различимого компромисса в общем отклике по сравнению с обычным гидравлическим устройством. Если честно, если бы Porsche не объявил, что 911 GT3 оснащен такой системой, мы, возможно, никогда не заметили бы... Нет ничего искусственного в том, как руль заднего колеса меняет длину колесной базы, когда скорость снижается, а затем снова увеличивается. На самом деле все это ощущается очень естественно».
Директор Lamborghini по исследованиям и разработкам Maurizio Reggiani использовал 4WS для тестирования нового Aventador:
«Я все больше склоняюсь к мысли, что эта система может стать нормой для автомобиля будущего, ведь ясно, что преимущество, которое она вам дает, действительно важно. Если оценивать маневренности и «ловкость» автомобиля, то он как будто становится легче. Рано или поздно эта технология станет обычным делом».
Руководитель системы ZF Peter Buckermann говорит, что их система активного управления быстро набирает популярность: «В 2014 году около 12.000 ZF систем сошли с наших производственных линий. Сегодня это число выросло уже до 100 000. В ближайшие годы мы намерены увеличить объемы производства до более чем 250.000 единиц в год».
Что же будет дальше?
Как и говорит Buckermann, в ближайшие годы применение рулевого управления 4-х колес будет набирать обороты, и многие новые модели уже анонсируются с этой системой. И хотя на сегодняшний день эта технология ограничена использованием в основном на престижных автомобилях, вскоре она станет дешевле, так как все больше и больше моделей получают управление 4WS. А значит, шансы того, что ваш следующий автомобиль тоже будет поддерживать управление 4-мя колесами, очень велики.